Олимпийские игры в Пекине были лучшими днями для Майкла Фелпса. Он выиграл золото в восьми заплывах, протестировал теперь уже запрещенный костюм LZR Racer и начал писать книгу. Через два года в своей автобиографии No Limits: The Will to Succeed Фелпс подробно объяснял, как стал непотопляемым. Все благодаря маме, травке, синдрому дефицита внимания и Александру Попову.
До появления Елены Исинбаевой на Олимпиаде 2004 пловец Попов был главным спортсменом летних видов. В 1996 году на Играх в Атланте он обогнал на пятидесятиметровке звезду американского плавания Гэри Холла-младшего на глазах у президента Клинтона. То же самое Попов повторил и на стометровке. А после Игр он вместе с тренером Геннадием Турецким решил остаться в Штатах на сборы. Выбор пал на небольшой городок Колорадо-Спрингс, но у хозяев местного бассейна были свои причуды – они установили в здании десять видеокамер и круглые сутки записывали тренировки Попова. Позже эти файлы были изучены, и американская федерация плавания издала буклеты для тренеров сборной, где детально описывала технику спортсмена. Когда материалы попали в руки Боба Боумена, он только начинал тренировать юного Фелпса. «Мы в полной мере использовали тогдашние наработки Александра», – признавался Майкл в своей книге.
После ухода Попова из профессионального спорта в российском плавании будто что-то сломалось. За четырнадцать лет мужская команда не выигрывала золото чемпионатов мира и Олимпиад, притом что в сборной появлялись сильнейшие спортсмены, вчерашние рекордсмены среди юниоров.
Все изменилось в 2017 году, после чемпионата мира по водным видам спорта в Будапеште. Вечером 29 июля турнир по плаванию комментировал Дмитрий Губерниев, и к ночи он был сам не свой. «Вот это мы сегодня творим! Творим – лепим, творим – малюем!» – визжал комментатор, когда первым к финишу приплыл 20-летний пловец из Москвы Антон Чупков. Евгения Рылова, выигравшего еще одно золото, Губерниев даже сравнил с русским царем и назвал красным перчиком. Все были на нервах.
ЕВГЕНИЙ РЫЛОВ
21 год, чемпион мира
Костюм из шерсти, хлопковое поло, все Paul Smith. Разделительные дорожки АКОН.
Восторгов комментатора не разделяла олимпийская чемпионка по прыжкам в воду, дочь Сергея Вайцеховского, легендарного тренера сборной СССР по плаванию, Елена Вайцеховская.
«Прошлогодний чемпионат мира был специфический – послеолимпийский, – говорит она. – Тогда все, кто хорошо проплыл в Рио, взяли паузу и снизили нагрузки». А потом добавляет: «Очень интересно, что все эти мальчики-чемпионы не имеют отношения к волгоградской школе плавания. Можно сказать, им очень повезло».
«После развала Советского Союза плавание держалось на противостоянии Геннадия Турецкого, который тренировал Попова, и Виктора Авдиенко – тренера Садового, – вспоминает Вайцеховская. – Турецкий жил в Австралии, а у Авдиенко в Волгограде появилась целая плеяда талантливых спортсменов, которые показывали отличный результат. Насколько он был чистым, я судить не могу. Во всяком случае, все закончилось, когда Авдиенко развелся с женой-врачом». Виктора Авдиенко признавали лучшим тренером мира с 1992 по 1996 годы. Тогда его ученики – Евгений Садовый и Денис Панкратов – выиграли пять золотых олимпийских наград. После Игр Авдиенко основал в Волгограде плавательный клуб «Волга», а через несколько лет стал вице-президентом Всероссийской федерации плавания.
По данным портала «Спорт-Экспресс», в феврале 2016 года Комитет физической культуры и спорта Волгоградской области обнаружил в местном спортивном комплексе «Искра» денежные махинации: центр заплатил сто сорок миллионов рублей компаниям, принадлежавшим тренеру. Замдиректора «Искры» значилась его новая жена. История не вышла дальше региона, и после этого Авдиенко продолжил работать со сборной России.
«С 1996 года в Волгограде не появился ни один серьезный спортсмен, – вспоминает Вайцеховская. – А туда стекались все финансы».
Каждый год в городе проходили сборы юниорской команды, и к Авдиенко попадало большинство талантливых спортсменов. В разные годы он работал с Данилой Изотовым (уже получившим серебро Олимпиады), Никитой Лобинцевым (серебро Пекина) и Владимиром Морозовым, специально переехавшим к Авдиенко из Лос-Анджелеса.
«На момент своего появления Лобинцев и Изотов были самыми талантливыми пловцами в мире, – говорит Вайцеховская, – но то, чего они добились в личном первенстве, – это вообще не уровень. А Морозов вырос в Америке, он учился плавать там. Но как только приехал в Россию и его личным тренером стал Виктор Авдиенко, начались феерические провалы».
АЛЕКСАНДР КРАСНЫХ
22 года, серебряный призер чемпионата мира
Шерстяной костюм, Calvin Klein 205W39NYC; толстовка из хлопка, Calvin Klein Jeans; кожаные кеды, John Galliano. Разделительные дорожки АКОН.
Другая спортсменка, серебряный призер Олимпиады Юлия Ефимова, тоже не раз вспоминала о ситуации в Волгограде: «Я уже советовала Вове Морозову уезжать оттуда как можно скорее, – говорила она после заплыва в Казани в 2015-м. – В Америке я видела совсем другого спортсмена».
В феврале 2016-го у сборной по плаванию сменился тренер – им стал профессор и доктор биологических наук Сергей Колмогоров. По мнению Вайцеховской, он был стеной между спортсменами и вице-президентом федерации и сплотил команду, которая превратилась в «сборище невротиков».
«Авдиенко постоянно орал, – вспоминает Вайцеховская. – Особенно когда начинались провалы на больших стартах. А в Будапеште я подошла к Колмогорову и сказала: «Спасибо вам за то, что вы сделали с командой. За то, что отодвинули Авдиенко». И написала об этом. Колмогорова убрали сразу же».
Чемпионы и призеры Будапешта тренируются в Лобне (Рылов), Москве (Чупков) и Казани (Красных). С Виктором Авдиенко они встречаются только на сборах, а имя нового главного тренера – Сергея Чепика – узнали пару месяцев назад.
«Эти парни обошли волгоградскую систему, – говорит Вайцеховская. – Они в любой момент могут сказать федерации нет, уехать на сборы куда угодно, и им никто ничего не скажет. Все-таки они чемпионы мира, как ни крути».
АНТОН ЧУПКОВ
21 год, чемпион мира
Костюм из хлопка, хлопковое поло, кеды из текстиля, все Prada. Разделительные дорожки АКОН.